Терминология филателии (ч.121).
ВЭЛС ФАРГО (WELLS FARGO) - американская компания известная в сфере почтовой связи и банковском бизнесе.
Компанию Wells Fargo, которая сегодня известна
как один из самых стабильных банков Америки,
создавали люди, не имевшие ни малейшего
отношения к банковской деятельности. В 1841 году почтовый агент из Нью-Йорка
Генри Уэллс (Henry Wells) нанял молодого и энергичного
Уильяма Фарго (William G. Fargo), все образование которого
составляли годы изнурительного труда на подхвате
в продовольственной лавке Сиракуз.
Честностью и трудолюбием сыскал Фарго доверие мастера Генри, который по доброй традиции XIX века предложил помощнику скромный процент в новорожденной почтовой фирме - Wells & Co (1844).
В 1849 году
предприятие Уэллса столкнулось с жесткой
конкуренцией со стороны Butterfield, Wasson &
Company, однако традиционным по тем временам
силовым методам предпочла мирное
разрешение конфликта. Мудрый Генри Уэллс
провел с Джоном Баттерфилдом (John Butterfield) блестящие
переговоры, которые увенчались
объединением конкурентов под эгидой новой
компании - American Express (1850). Той самой,
что и сегодня олицетворяет собой
международные экспресс-перевозки!
Однако вскоре в руководстве American Express
возникли серьезные разногласия.
Поэтому Генри Уэллс и Уильям Фарго
спокойно сняли с повестки дня вопрос о представительстве
American Express в Калифорнии и самостоятельно
учредили новое предприятие -
Wells, Fargo &
Company (1852).
Первый офис новой почтовой компании
открылся в Сан-Франциско в июле 1852 года.
К тому времени в Калифорнии уже четыре
года свирепствовала золотая лихорадка, и тихий,
богом забытый край быстро превратился в котел
кипящих страстей. Идея
предоставлять банковские услуги наравне с почтовыми
пришла в голову Генри Уэллса и Уильяма
Фарго случайно. Все началось достаточно
быстро, т.к. законодательство штата
Калифорния не предусматривало никаких
сложных форм регулирования этого рода деятельности.
Избранная тактика дала блестящие результаты: четыре-пять лет тесного взаимодействия - и вчерашние конкуренты плавно обретали статус неформальных подразделений, поскольку заказы на доставку почты и грузов, поступавшие от Wells Fargo, давно составляли 99% всего бизнеса мелкой региональной агентуры.
Пережив период паники 1855 года, Wells Fargo получила два преимущества. Прежде всего, после кризиса в Калифорнии компания фактически не испытывала конкуренции в сфере банковского бизнеса и срочной доставки. Во-вторых, Wells Fargo приобрела высокую репутацию благодаря свой надежности. С 1855 до 1866 гг. Wells Fargo быстро расширялась, становясь многопрофильной западной коммуникационной компанией и крупным транспортным агентом. При директорстве Барни компания развивает собственный дилижансовый бизнес, помогает встать на ноги и затем присоединяет к себе Сухопутную почтовую компанию (Overland Mail Company), образованную в 1857 году из четырех крупнейших почтовых экспресс-компаний: American Express, United States Express, Adams Express и Wells Fargo. В 1858 эта компания выиграла государственный контракт на доставку почты США по южному сухопутному маршруту из Сент-Луиса в Калифорнию. С самого начала Wells Fargo выступала банкиром и главным кредитором Сухопутной компании.
Одной из самых романтических страниц в истории почты была история знаменитой американской почтовой службы «Пони экспресс». В начале шестидесятых годов девятнадцатого века еще не было железной дороги, которая соединила позднее западное и восточное побережья страны. Кроме того, коренные жители – индейцы контролировали многие дороги, соединяющие восток и запад, поэтому любые путешествия были весьма небезопасны.
Для регулярной почтовой
связи между городами Сент-Джозеф ( штат
Миссури) и Сакроменто (штат Калифорния) в 1860
году была создана почтовая служба "Пони
экспресс". Потребность
в быстрой доставке больших объемов почты в
Калифорнию была
Правительство заключило контракт на доставку почты с Бенджамином Холладэем (Benjamin Holladay). Служба была организована по контракту с Холладэем тремя предпринимателями из Миссури. Это были Уильям Хэпберн Рассел (William Hepburn Russell), Александр Мейджорз (Alexander Majors) и Уильям Брэдфорд Уодделл (William Bradford Waddell).
Работа конной почты шла под девизом «Почта должна быть доставлена при любых обстоятельствах». И действительно все обстояло именно так. Всадники-курьеры, несмотря ни на какие обстоятельства, должны были доставить почту на расстоянии более чем 3 тысячи километров в течение 8-10 дней.
Для перевозки почты
применялись особые мешки, перекидывавшиеся
через седло и удерживаемые весом всадника.
Обычно в мешок загружалось порядка 10 кг
писем. Всадники (их вес не мог превышать 110
фунтов), сменялись через каждые 120-160 км.
Доставка почты занимала до 10 дней. В ней
было занято порядка 80 курьеров и более 400
лошадей. Первые всадники отправились в путь
03.04.1860, и, десять дней спустя, 13.04.1860, в
Сакраменто прибыла первая почта.
Деятельность почтовой линии "Пони экспресс" стали развиваться так успешно, что Wells Fargo выпустила для своей почтовой службы специальные почтовые марки . Следует отметить, что первые две марки были номиналом 2 и 4 доллара, что в 1861 году были довольно большими деньгами. Позже появились марки и других номиналов.
Деятельность Pony Express закончилась, когда в конце 1861 г. были введены в действие Трансконтинентальные телеграфные линии. Однако работа сухопутной и срочной почты продолжилась координированными усилиями нескольких компаний. С 1862 по 1865 гг. Wells Fargo владела частным экспресс-маршрутом между Сан-Франциско и Вирджиния-Сити (Невада); дилижансовая служба Сухопутной почтовой компании владела маршрутом из Карсон-Сити (Невада) до Солт-Лейк-Сити, а Бен Холладей, получивший компанию Russell, Majors & Waddell, управлял дилижансовым маршрутом из Солт-Лейк-Сити до Миссури.
Следует сказать, что интересы Wells Fargo простирались не только на почтовые маршруты на территории США. Постепенно она наладила пересылку корреспонденции и в другие страны.
Когда же государственная почтовая служба
США серьезно окрепла, то почтовая
деятельность полностью перешла в ее
ведение и компания Wells Fargo
полностью переключилась на банковский
бизнес.